11:47
Эпос народов мира: «Илиада» Гомера

   «Илиада» — одна из первых эпических поэм в истории литературы. Это полноценное художественное произведение, написанное, древнегреческим поэтом Гомером.

     Считается, что «Илиада» была написана приблизительно в 8-9 вв. до н.э. А в её основу легли предания крито-микенской эпохи. О жизни Гомера известно очень мало, - слепой поэт, который скитался почти всю жизнь.

      В ос­но­ве по­эмы — пре­да­ние о Тро­ян­ской вой­не; её название про­ис­хо­дит от вто­ро­го на­име­но­ва­ния Трои — Или­он. Со­бы­тия «Илиады» ох­ва­ты­ва­ют 51 день по­след­не­го го­да оса­ды Трои гре­ка­ми. 

       Интересно, что от­кры­тия Г. Шли­ма­на, а так­же по­сле­дую­щие рас­коп­ки по­се­ле­ний кри­то-ми­кен­ской куль­ту­ры подтвердили историческую достоверность описанных Гомером событий.

        В центре повествования — конфликт воина Ахилла со своей судьбой, а ведь этот герой произошел из мифов Древней Греции, а потому наделен мистической силой.

        Действия в поэме можно разделить на два плана:

Человеческий (воины под стенами Трои)

Божественный (боги-олимпийцы и их интриги)

        Причина войны разбросала по разным сторонам как людей, так и богов, но между последними наблюдается больше споров и пререканий. Суть самой композиции состоит в том, что читателю показывается смена земной жизни на божественную, которые в конце произведения сливаются в одну сюжетную линию. 

       Вершителями основополагающего конфликта произведения являются Ахилл и Агамемнон. В лагере ахейцев наступают тяжёлые времена: нарушается гармония человеческой жизни. Их перестают привлекать военные действия и сама суть героизма. Ахейцы мечтают о спокойной, мирной жизни. 

       Троянская война была одной из самых масштабных войн в древнем мире. Предположительная информация о ней дошла до наших дней благодаря Гомеру и его произведению «Илиада». 

       Начало данного противоборства закладывается во время свадьбы Пелея и Фетиды – родителей Ахилла. Здесь происходит спор между Герой, Афродитой и Афиной за звание прекраснейшей из богинь. Они просят царевича Трои Париса (самого красивого юношу на Земле) решить конфликт.

           Выбор его пал на Афродиту, так как она пообещала ему в жёны самую красивую и замечательную девушку, живущую на свете. В этот момент богини Гера и Афина становятся злейшими противниками Трои.

           Поводом к войне как раз и оказалась прекраснейшая из женщин – Елена. Её похитил Парис, который находился в гостях у её законного супруга Менелая. Дабы вернуть свою любимую, Менелай собирает храбрых и доблестных героев Греции и идёт войной на своего врага.  

             За всеми действиями наблюдают боги-олимпийцы, разделившиеся на два лагеря, каждый из которых хочет притянуть победу на свою сторону. Здесь и начинается главный конфликт произведения: Агамемнон вырывает из мирной жизни Ахилла и заставляет идти на войну. Надо сказать, что Ахилл — сын морской нимфы, он обладает неуязвимостью, но у него есть одно уязвимое место — пятка. За нее мать держала сына, когда погружала его тело в воды Стикса. Согласно предсказанию, герой должен был либо рано и героически погибнуть у стен Трои, либо жить долго, но бесславно. Мать хотела защитить сына и окунула его в волшебные воды Стикса, держа малыша за пятку. Именно туда Парис попадет стрелой во время боя.

           Ахилл и Агамемнон сталкиваются со взаимной ненавистью друг к другу, что может подставить под удар завоевание Трои. Ахилл отказывается от дальнейшего участия в кровопролитии и лишь смерть близкого друга Патрокла поднимает его снова в бой. Ахилл убивает Гектора — старшего сына царя Трои. Приам – царь Трои, умоляет Ахилла вернуть ему тело Гектора, пообещав мир на время похорон.

            Впоследствии Аполлон, который затаил злобу на Ахиллеса, который его оскорбил, направил стрелу Париса прямо в пятку Ахилла, и воин погиб.

            Проблематика произведения «Илиада» вбирает в себя все главные пороки человека. Здесь можно выделись похоть, жадность, эгоизм, мстительность, злость и др. Из поэмы становится ясно что, хотя подобные «качества» приписываются в основном людям, но и боги постоянно поддаются преступным страстям. Жестокость, хитрость, глупость, гордыня – основные вечные проблемы богов.Также присутствует проблема ненависти, которая выражена в произведении достаточно своеобразно. Например, автор поощряет акт отстаивания своих интересов, но с другой стороны, ему безмерно жалко павших доблестных воинов. В гневе Ахилла, а также в богине раздора заключается слабость и важная мысль: нам трудно отступить, когда находимся во власти гнева. 

              Несомненно, в «Илиаде» присутствуют завораживающие описания битв, человеческих эмоций, мнений и решений богов. Но благодаря автору, читатель может узнать об образе жизни и своенравном мышлении древнегреческого народа, показывает и открывает мир эпоса и мифологии в целом. 

               Основная идея произведения «Илиада» состоит в том, что человек не властен изменить свою судьбу, даже если за него вступаются Боги. Ее не обмануть и не избегнуть. Есть у каждого высшего предназначения, которое ведет нас по заранее выстроенному пути, и мы рождаемся с этой программой и этим направлением. Главная мысль поэмы «Илиада» позволяет понять основу менталитета древнего человека, который принимал все, что с ним происходит, как должное. Поэтому авторы так часто выдвигали на первый план бунтовщиков, которые бросали вызов року. Их трагическое бесстрашие производит сильное впечатление.

                 Основная мораль поэмы «Илиада» заключается в том, что человек должен управлять своими эмоциями, а не наоборот. Темы чести, отваги, доброты, поднимаемые в произведении, доказывают, что необходимо быть самоотверженным, храбрым, проявлять смекалку в каких-либо делах, но при этом важно оставаться добрым, понимающим и никогда не опускаться до лжи и подлой мести. 

                  Мойры, предсказавшие смерть Ахилла, быть может, знали о его характере. Если бы он не подверг позору тело убитого врага, ему, возможно, удалось бы избежать гибели под стенами Трои. Но его судьбу определили его пороки. Так происходит и по сей день.

Прославленная в мировой литературе и живописи сцена прощания Гектора с его женой Андромахой.

      «Он-Гектор приближался уже, протекая обширную Трою, К Скейским воротам (чрез них был выход из города в поле); Там Андромаха супруга, бегущая, в встречу предстала, (Отпрыск богатого дома, прекрасная дочь Этиона)...За нею одна из прислужниц сына у персей держала, бессловного вовсе, младенца, плод их единый, прелестный, подобный звезде лучезарной. Гектор его называл Скамандрием; граждане Трои - Астианаксом: единый Гектор защитой был Трои. Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына. Подле него Андромаха стояла, лиющая слезы; Руку пожала ему и такие слова говорила: "Муж удивительный, губит тебя твоя храбрость! ни сына ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери; скоро буду вдовой я, несчастная! скоро тебя аргивяне, вместе напавши, убьют! а тобою покинутой, Гектор, лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады, если, постигнутый роком, меня ты оставишь: удел мой – горести…

      Ей отвечал знаменитый, шеломом сверкающий Гектор: "Всё и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой, если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя. Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным, храбро всегда меж троянами первыми биться на битвах, Славы доброй отцу и себе самому добывая! Твердо я ведаю сам, убеждаясь и мыслью, и сердцем, будет некогда день, и погибнет священная Троя, с нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама. Но не столько меня сокрушает грядущее горе Трои, Приама родителя, матери дряхлой, Гекубы, Горе тех братьев возлюбленных, юношей многих и храбрых, Кои полягут во прах под руками врагов разъяренных, сколько твое, о супруга! тебя меднолатный ахеец, слезы лиющую, в плен повлечет и похитит свободу! И, невольница, в Аргосе будешь ты ткать чужеземке, Воду носить от ключей Мессеиса или Гиперея, с ропотом горьким в душе; но заставит жестокая нужда! Льющую слезы тебя кто-нибудь там увидит и скажет: Гектора это жена, превышавшего храбростью в битвах всех конеборцев троян, как сражалися вкруг Илиона! Скажет - и в сердце твоем возбудит он новую горечь: Вспомнишь ты мужа, который тебя защитил бы от рабства! Но да погибну и буду засыпан я перстью земною прежде, чем плен твой увижу и жалобный вопль твой услышу!" Рек - и сына обнять устремился блистательный Гектор…» (Илиада, VI, 392-394, 399 - 502.)

         Существует множество переводов «Илиады», в том числе и на русский язык, но считается, что лучше всего читать «Илиаду» в трех переводах. Первый из них принадлежит Н.И Гнедичу. Переводчик хотел сохранить особенности гомеровского стиля, поэтому текст изобилует архаизмами и сложными оборотами. Второй перевод — работа В.В Вересаева. Этот текст более простой и ориентирован на массового читателя. Труд А.А Сальникова понятен для современных читателей, поэтому рекомендуется выбрать именно его для знакомства с поэмой.

          Роль «Илиады» в культуре огромна. Во-первых, это одно из первых литературных произведений, записанных, существующих в мире. Во-вторых, «Илиада» увековечивает в памяти людей события Троянской войны. В-третьих, она закрепляет многие мифы. «Илиада» долгое время входила в школьную программу в Древней Греции. По этому произведению школьники не только учились читать и писать, но и изучали историю. «Илиада» и сейчас является важным произведением, повлиявшим на всю литературу в целом. Например, многие темы, поднятые Гомером, стали развиваться и в других произведениях европейских авторов, в том числе и русских. Например, проблема чести и бесчестия.

Источник:

Сайт:  litrecon.ru, sochinimka.ru

Подготовлено главным
 библиотекарем отдела компьютерных технологий
Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой

Категория: Мир любимых книг | Просмотров: 96 | Добавил: bibliotekaanapa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar